Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8"
город Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • РЕЧЕВАЯ ЭКОЛОГИЯ

    ОШИБКИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭСТРАДНЫХ ПЕСНЯХ.

    Умарова Мафтуна, 7б класс

        К.Паустовский  писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск…»  Какой же блеск  излучают слова в современных песнях?

        Я записала тексты эстрадных песен, провела наблюдение над языком этих «творений». «Болезни» современного языка находят отражения в текстах современных песен .

    «Междометизация» речи:

    *Муси-муси, пуси-пуси,

    Миленький мой!
                   («Муси-пуси». Катя Лель)

    *Мальчик хочет в Тамбов,

    Ты знаешь чики-чики-чики-чики-та.

                    («Мальчик хочет в Тамбов». М.Насыров)

    *И в транзисторе пурга,

    И с тобой снега, она!

    И метель в моей постели,

    Бла-бла-бла…

                    (Роман Билык. «Снегопад». Группа «Звери»)

    *Я буду вместо, вместо неё…

    Твоя невеста честно – честная Ё!

                    (М.Фадеев. «Невеста». Группа «Глюкоза»)

    * Коза - ностра, глюкоза -  ностра,

    Коза - ностра, глюкоза -  ностра.

                     («Глюкоза  - ностра». Группа «Глюкоза»)


    Быкова Арина, 7б класс

    Современные песни буквально наводнены словами, лишенными смысла, междометиями и звукоподражаниями. Обилие междометий как одного  из основных признаков речи современной эстрады ведет к разрушению текста как смыслового и эстетического целого. А ведь междометие  (междометия – это слова, выражающие чувства, настроения и побуждения) является  средством выразительности речи:

                   Ах ты, степь моя, степь привольная.

                                                                 (А. Кольцов)

                   Ой, рябина кудрявая,

                   Белые цветы,

                   Ой, рябина, рябинушка,

                   Что взгрустнула ты?

                                                ( М.Пилипенко. «Уральская рябинушка»)

    Неоправданные повторы

    *Я помню, как-то проходил, как-то проходил, как-то проходил,

    И мелкий дождик моросил, дождик моросил, дождик моросил.

                                                       («Возле дома твоего». Серёга)

    *Я сошла с ума, я сошла с ума,

    Мне нужна она, мне нужна она, мне нужна она!

                                                      («Я сошла с ума». Группа «Тату»)

    *Я тихо шла, шла, шла, пирожок нашла.

                                                   (Андрей Данилко. «Пирожок». Верка Сердючка)

        В данных «произведениях» повторение слов, словосочетаний, предложений обозначает дублирование одного и того же понятия, смысла. В поэтическом же тексте лексический повтор является одним из средств выразительности. Повтор слова способствует эмоциональному воздействию на читателя. В качестве иллюстрации приведу отрывок из стихотворения-песни Б.Окуджавы:

                                    Вы слышите: грохочет барабан.

                                    Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.

                                    Уходит взвод в туман, туман, туман.

                                    А прошлое ясней, ясней, ясней…

       Повтор в этом тексте передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.

    Соколенко Роман, 8а класс

         Современная эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка. Тексты песен свидетельствуют о нарушении таких качеств речи, как благозвучность и чистота, богатство и выразительность.

    О безответной любви (в современной песне)

    •«Девушка ушла,

    я был с ней груб,

    вылетел в трубу

    многонедельный мой труд…»

    А.С.Пушкин  «Я Вас любил…»

    •Я Вас любил: любовь еще, быть может,

    В душе моей угасла не совсем;

    Но пусть она вас больше не тревожит;

    Я не хочу печалить вас ничем.

    Я Вас любил безмолвно, безнадежно,

    То робостью, то ревностью томим;

    Я Вас любил так искренно, так нежно,

    Как дай вам бог любимой быть другим.

    Бертулло Аркадий, 8а класс

    Популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, влияющая на воспитание и формирование речевой культуры. Однако ненормативное использование поэтами-песенниками языковых средств очень распространено и негативно сказывается на культуре речи не только подростков, но и старшего поколения. Поэтому проблема, решение которой связано с повышением уровня культуры речи нашего общества, очень актуальна.  В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.

        
     Ведушая рубрики Харитонова Анастасия Дмитриевна

     учитель русского языка и литературы

      Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

    Куприн А.И.


    Мысли великих

    Рассуждают дети

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie