Умарова Мафтуна, 7б класс
К.Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск…» Какой же блеск излучают слова в современных песнях?
Я записала тексты эстрадных песен, провела наблюдение над языком этих «творений». «Болезни» современного языка находят отражения в текстах современных песен .
«Междометизация» речи:
*Муси-муси, пуси-пуси,
Миленький мой!
(«Муси-пуси». Катя Лель)
*Мальчик хочет в Тамбов,
Ты знаешь чики-чики-чики-чики-та.
(«Мальчик хочет в Тамбов». М.Насыров)
*И в транзисторе пурга,
И с тобой снега, она!
И метель в моей постели,
Бла-бла-бла…
(Роман Билык. «Снегопад». Группа «Звери»)
*Я буду вместо, вместо неё…
Твоя невеста честно – честная Ё!
(М.Фадеев. «Невеста». Группа «Глюкоза»)
* Коза - ностра, глюкоза - ностра,
Коза - ностра, глюкоза - ностра.
(«Глюкоза - ностра». Группа «Глюкоза»)
Быкова Арина, 7б класс
Современные песни буквально наводнены словами, лишенными смысла, междометиями и звукоподражаниями. Обилие междометий как одного из основных признаков речи современной эстрады ведет к разрушению текста как смыслового и эстетического целого. А ведь междометие (междометия – это слова, выражающие чувства, настроения и побуждения) является средством выразительности речи:
Ах ты, степь моя, степь привольная.
(А. Кольцов)
Ой, рябина кудрявая,
Белые цветы,
Ой, рябина, рябинушка,
Что взгрустнула ты?
( М.Пилипенко. «Уральская рябинушка»)
Неоправданные повторы
*Я помню, как-то проходил, как-то проходил, как-то проходил,
И мелкий дождик моросил, дождик моросил, дождик моросил.
(«Возле дома твоего». Серёга)
*Я сошла с ума, я сошла с ума,
Мне нужна она, мне нужна она, мне нужна она!
(«Я сошла с ума». Группа «Тату»)
*Я тихо шла, шла, шла, пирожок нашла.
(Андрей Данилко. «Пирожок». Верка Сердючка)
В данных «произведениях» повторение слов, словосочетаний, предложений обозначает дублирование одного и того же понятия, смысла. В поэтическом же тексте лексический повтор является одним из средств выразительности. Повтор слова способствует эмоциональному воздействию на читателя. В качестве иллюстрации приведу отрывок из стихотворения-песни Б.Окуджавы:
Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, туман, туман.
А прошлое ясней, ясней, ясней…
Повтор в этом тексте передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.
Соколенко Роман, 8а класс
Современная эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка. Тексты песен свидетельствуют о нарушении таких качеств речи, как благозвучность и чистота, богатство и выразительность.
О безответной любви (в современной песне)
•«Девушка ушла,
я был с ней груб,
вылетел в трубу
многонедельный мой труд…»
А.С.Пушкин «Я Вас любил…»
•Я Вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я Вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я Вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Бертулло Аркадий, 8а класс
Популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, влияющая на воспитание и формирование речевой культуры. Однако ненормативное использование поэтами-песенниками языковых средств очень распространено и негативно сказывается на культуре речи не только подростков, но и старшего поколения. Поэтому проблема, решение которой связано с повышением уровня культуры речи нашего общества, очень актуальна. В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.
Ведушая рубрики Харитонова Анастасия Дмитриевна
учитель русского языка и литературы
Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Куприн А.И.
Мысли великих
Рассуждают дети